Принципы организации и деятельности органов государства

Принципы – это основные начала, идеи, которые положены в основу организации органов государства и которым они должны следовать в своей деятельности.

Принцип потому и принцип, что он требует, чтобы его придерживались, соблюдали его, принципы организации и деятельности государственного аппарата конкретного государства находят закрепление в его конституции и соответствующих законах, посвященных отдельным ветвям власти, отдельным системам механизма государства: законах о судебных системах, правительстве, министерствах и ведомствах, прокуратуре.

Одни из этих принципов четко сформулированы в законах, другие выведены, вычленены из законов путем некоторого обобщения, индуктивным путем.

Очевидно, что ниже будут рассмотрены только наиболее общие принципы, касающиеся так или иначе механизма государства в целом.

В ряду указанных принципов рассмотрим нижеследующие:

  1. Принцип территориальности положен в основу организации системы органов;

    Государство – организация территориальная, его власть, суверенитет распространяются на определенную территорию, которая делится на территориальные единицы.

    По этим единицам, как уже отмечено, подразделяется подвластное государству население, но и сама система государственных органов привязывается к этим единицам, каждый орган действует в определенном территориальном пространстве, очерченном административно-территориальными единицами и это относится не только к местным органам, но и к низовым федеральным органам.

  2. Принципы иерархичности;

    Государство – это единый, слаженный механизм его органов, такое единство ему придает принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы государства занимают в системе механизма разные уровни, одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих.

    Иерархичность по разному проявляется в разных частях системы государственных органов, одно дело иерархичность в исполнительных, прокурорских органах, в армии и совсем другое – в системе представительных или судебных органов.

  3. Принципы централизма или децентрализма;

    Принципы централизма или децентрализма в деятельности государственных органов проявляются в том, на каком уровне принимаются решения - принимаются ли они централь­ными органами и в силу иерархичности нижестоящие органы только их исполняют, или важные решения принимаются и территориальными местными органами с учетом местных условий.

    В зависимости от степени самостоятельности тер­риториальных органов может преобладать централизм или децентрализм в принятии решений, здесь важно оптимальное соотношение централизма и децентрализма, первый придает определенное единство государственной политике, второй способствует развитию инициативы нижестоящих органов и учету местных условий.

    Централизм может быть ярко выраженным бюрократическим или демократическим, когда решения центральных органов принимаются с учетом общественного мнения, местных представительных и исполнительных органов или же с их прямого согласия.

  4. Принципы выборности и назначаемости противоположны в своей сути;

    Первый отражает демократические, а второй – бюрократические начала в формировании государственных органов, оба принципа присущи современным государствам и реализуются в разных частях государственного механизма.

  5. Принципы коллегиальности и единоначалия;

    Первый выражает демократические, второй — бюрократические начала, разным органам в силу их специфики свойственны разные принципы, представительным и судебным органам свойственна коллегиальность, другим же, например прокурорским и в особенности военным органам, органам МВД, - единоначалие.

  6. Принципы гласности, открытости или тайны;

    Первый принцип, безусловно, свойствен демократическому государству, второй – государству недемократическому, бюрократическому, однако даже и в демократическом государстве деятельность некоторых органов или некоторые стороны де­ятельности не являются гласными и открытыми, например, вопросы государственной тайны, следственной тайны.

  7. Принцип законности в организации и деятельности органов государства;

    Принцип законности в организации и деятельности органов государства состоит, во-первых, в том, что в государстве существуют и действуют органы, только предусмотренные конституцией и иными законами, во-вторых, в том, что эти органы создаются согласно процедуре, предусмотренной законами и в-третьих, в том, что все органы действуют в рамках своей компетенции, решения принимают на основе закона и согласно процедуре, установленной законами.


  1. Понятие и признаки государственных органов
  2. Механизм государства и государственный аппарат
  3. Отличие функций государства от функций государственных органов