Понятие и правовой статус избирателя

Главным субъектом избирательного права и процесса является гражданин.

Избирателем признается гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом - правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 2 Федерального закона об основных га- рантиях). Активным избирательным правом согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации и ст. 4 Федерального закона об основных гарантиях обладают все граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, за исключением признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

Избирателями в Российской Федерации признаются не только российские граждане, но и в определенных законодательством случаях иностранные граждане.

Так согласно Федеральному закону об основных гарантиях (ч. 3 ст. 18) в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им законами иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соот- ветствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Правовой статус избирателя – это закрепленное нормами избирательного права положение избирателя как участника избирательного процесса.

В правовой статус избирателя включаются следующие элементы - принципы свободного и добровольного участия избирателей в выборах на основе всеобщего и равного избирательного права; права избирателей, связанные с их участием в предусмотренных законом избирательных действиях; гарантии реализации избирателями своих прав.

Основу правового статуса избирателя составляют права избирателя, связанные с участием в предусмотренных законодательством избирательных действиях.

Полномочия избирателя целесообразно рассматривать применительно к стадиям избирательного процесса и в этой связи можно выделить следующие полномочия избирателей, связанные с:

  1. их регистрацией (учетом) и составлением списков избирателей;
  2. участием в формировании избирательных комиссий;
  3. выдвижением и регистрацией кандидатов (списков кандидатов);
  4. созданием избирательных фондов кандидатами, избирательными объединениями;
  5. информационным обеспечением избирательной кампании и предвыборной агитацией;
  6. организацией и порядком голосования, подсчетом голосов избирателей, установлением результа- тов выборов и их опубликованием.

Согласно ст. 16 Федерального закона об основных гарантиях все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, подлежат регистрации (учету).

Избиратель имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию.

На основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей.

Каждый избиратель имеет право на включение его в список избирателей на конкретном избирательном участке, если место его жительства находится на территории этого участка, что устанавливается органами регистрационного учета граждан.

Список избирателей представляется участковой избирательной комиссией для ознакомления избирателей и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

Избиратель вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в списке избирателей.

В течение 24 часов, а в день голосования в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин откло- нения заявления.

Федеральный закон об основных гарантиях предоставляет избирателям возможность принимать участие в формировании избирательных комиссий.

В соответствии с законом формирование комиссий муниципальных образований, территориальных, окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления осуществляется в том числе на основе предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

Формирование участковых избирательных комиссий на любых выборах осуществляется также на основе предложений собраний избирателей.

Каждый избиратель, обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах, вправе выдвинуть свою кандидатуру.

Избирательное законодательство представляет избирателям право принять участие в создании избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений.

Жертвователями не могут выступать иностранные граждане, лица без гражданства, граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет.

Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды анонимным жертвователям (для гражданина – без указания фами- лии, имени, отчества, адреса места жительства и даты рождения).

Избирательные законы устанавливают предельные размеры добровольных пожертвований граждан.

Так Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (ст. 64) устанавливает, что размер добровольных пожертвований граждан в избирательные фонды избирательных объединений (политических партий) не может превышать соответственно 00,7 % от установленной законом предельной суммы всех расходов избирательного фонда (250 млн р. – для политических партий).

Избиратели вправе оказывать также финансовую (материальную) поддержку деятельности, способствующей избранию кандидата, только через соответствующие избирательные фонды.

Допускается добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов без привлечения третьих лиц.

Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации при проведении выборов получение необходимой информации и свободное проведение агитации в установленных законом рамках.

Граждане Российской Федерации вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за или против любого зарегистрированного кандидата (списка кандидатов).

Однако избиратели при проведении агитации могут пользоваться не всеми ее формами, предусмотренными законом.

Так избиратели не имеют права доступа к средствам массовой информации, не могут выпускать печатные агитационные материалы.

Ограничения в формах ведения предвыборной агитации для избирателей обусловлены необходимостью оплаты телерадиоэфира, печатной площади, агитационных печатных материалов исключительно из средств избирательных фондов самих кандидатов, избирательных объединений.

Федеральный закон об основных гарантиях предусматривает следующие права и обязанности избирателей, связанные с организацией и порядком проведения голосования - право на получение не позднее чем через 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом ин- формации о времени и месте голосования; право на информацию о всех зарегистрированных кандидатах, избирательных объединениях; право на получение избирательного бюллетеня для голосования; обязанность голосовать лично; обязанность предъявить паспорт (или заменяющий его документ) для получения избирательного бюллетеня; обязанность при получении избирательного бюллетеня проставить серию и номер своего паспорта (или заменяющего его документа) в списке избирателей (или предоставить это право члену избирательной комиссии с правом решающего голоса); право избирателя получить новый бюллетень взамен испорченного; право избирателя на заполнение избирательного бюллетеня в специально оборудованной кабине для тайного голосования.

В целях обеспечения возможности участия в выборах избирателей, которые по каким-либо причинам не могут прийти в день голосования на свой избирательный участок, Федеральный закон об основных гарантиях предусмотрел институты досрочного голосования (ст. 63), голосования по почте (ст. 64 п.14), голосование вне помещения для голосования (ст. 66); возможность использования открепительного удостоверения (ст. 62).

В части, касающейся установления итогов голосования и результатов выборов, Федеральный закон об основных гарантиях закрепил за избирателями право требовать от избирательных комиссий предоставления итогов голосования по каждому избирательному участку, территории, результатов выборов по избирательному округу в целом в объеме данных, содержащихся в протоколах соответствующей избирательной комиссии и нижестоящих избирательных комиссий, а также обязательное полное опубликование результатов выборов и итогов голосования по избирательным участкам.

В законах установлены гарантии избирательных прав граждан, под которыми понимаются средства (правового, организационного, информационного и иного характера), направленные на обеспечение избирателю реальной возможности в осуществлении его избирательных прав.

Центральное место в системе гарантий занимает право граждан на обжалование нарушений избирательных прав и установленная законодательством ответственность за нарушение избирательных прав.

В соответствии со ст. 75 Федерального закона об основных гарантиях, решения и действия (бездействие) органов госу- дарственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд, а также в вышестоящую избирательную комиссию.

При этом предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.

В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения гражданина с аналогичной жалобой в избирательную комиссию избирательная комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу.


  1. Виды избирательных систем
  2. Понятие и принципы избирательного процесса
  3. Структура и стадии избирательного процесса