Народовластие и выборы в Афинском государстве и Римской республике

Институты афинской демократии сформировались и функционировали в VIII – VI вв. до н. э.

Для нас они важны, прежде всего, тем, что идеи и принципы народовластия, воплощенные в институтах афинской демократии, оказали большое влияние на теорию и практику государственного строительства последующих эпох.

Именно здесь зародились фундаментальные понятия демократии - верховенство закона, выборность властных органов и должностных лиц, активное участие граждан в решении государ- ственных вопросов.

В основе народовластия в Афинах лежала полисная демократия (полис – город - государство, особая форма социально-экономической и политической организации Древней Греции).

Для полисной демократии характерным было участие населения в управлении.

Политическими правами в Древней Греции обладала только определенная часть населения.

В категорию полноправных граждан включались мужчины, достигшие совершеннолетия, обладавшие земельной собственностью, и способные нести военную службу.

Каждый член полиса должен был проявлять политическую активность, выполнять военные, дипломатические или иные поручения, данные ему от имени общины.

Существенной стороной полисного устройства было подчинение воли отдельного человека общему решению.

Постановления, принятые большинством голосов, были обязательными к исполнению.

Система органов власти Афин включала Народное собрание, Ареопаг, Совет Четырехсот, коллегию архонтов и другие магистратуры.

Высшим властным институтом считалось Народное собрание, куда имели доступ все свободные люди, имевшие право носить оружие.

Народное собрание решало важнейшие вопросы жизни государства, Ареопаг представлял собой совет старейшин родовой знати.

Его чле- ны (должность была пожизненной) наблюдали за соблюдением законов гражданами и должностными лицами, участвовали в формировании коллегии архонтов.

Совет Четырехсот представлял Народное собрание в перерывах между его заседаниями.

Реальная власть находилась в руках девяти архонтов ("на- чальствующих"), руководящих различными отраслями управления.

Афинская демократия была прямой и непосредственной. Любой гражданин теоретически имел право участвовать в решении важных государственных вопросов. Избирательные процедуры соответственно имели форму и содержание отличные от современных.

Афинские граждане не делегировали свои властные полномочия депутатам, как это происходит сегодня в большинстве стран. Голосуя, они формировали государственные институты, утверждали или отклоняли кандидатуры на занятие выборных должностей. Однако эти институты не имели самостоятельной власти.

Они выполняли решения Народного собрания, исполняли законы. Их полномочия были четко оговорены и ограниченны временными рамками (не более одного года),  должностные обязанности исполнялись,  как правило, не единолично, а коллегиально.

Все, кто участвовал в управлении государством, должны были отчитаться о своей деятельности. Процедура избрания членов Совета других магистратур была тщательно разработана. В Афинах последовательно проводился принцип, согласно которому ни одно должностное лицо не могло приступить к исполнению своих обязанностей, минуя сложную избирательную процедуру.

Власть должна быть дана ему лишь народом, но не другим должностным лицом. Понятия "должностное лицо" и "человек избранный" были тождественны.

Понятия "право" и "обязанность" не разделялись. Гражданин, избранный народом на какую-либо должность, не мог от нее отказаться.

Античные принципы гражданской свободы, равенства активно использовали в Римской республике (V – I вв. до н. э.). Высшим носителем государственного суверенитета в республике считался римский народ, который выражал свою волю через народные собрания (комиции). Комиции принимали и отменяли законы, заключали мир и объявляли войну, избирали магистратов и жрецов, проводили культовые мероприятия, разбирали аппеляции на решения суда.

Основным властным органом в Риме был сенат. Его решения носили обязательный характер. Сенат обсуждал и принимал постановления по важнейшим внутри и внешнеполитическим вопросам. В V – I вв. до н. э. ведущей формой юридических установлений считались законы, поскольку они исходили от всего римского народа. В отдельную группу законов выделяется регламентация порядка проведения народных собраний, принятия законопроектов и выборов должностных лиц.

Правовые нормы по этим вопросам должны были не только обеспечить политические права граждан, но и защитить общину от случайных и необдуманных решений. Законы формулировали требования к кандидатам в магистраты, регламентировали процедуру голосования и устанавливали ответственность соискателей за предвыборные интриги.

Предвыборная кампания начиналась задолго до дня голосования. Кандидат заранее уведомлял соответствующие магистраты о своем желании баллотироваться. От должностных лиц требовалось проверить, насколько отвечает требованиям закона заявленный соискатель, и принять решение о внесении его имени в список для голосования. Официальная регистрация считалась началом избирательной борьбы и проходила до дня выборов.

Открытой подачей голосов избирались должностные лица. Введение после 139 г. до н. э. тайного голосования принесло свободу выбора, отменило контроль за волеизъявлением граждан и позволило усилить борьбу с нарушителями избирательного законодательства.

Избирательные законы существенно изменили общественную жизнь в Древнем Риме.

Они не только демократизировали властные институты, но и сделали управляемой политическую борьбу между отдельными гражданами и партиями.


  1. Понятие и виды выборов
  2. Понятие и содержание избирательного права
  3. Избирательное право в системе российского права