Порядок работы парламента и законодательный процесс

Парламент осуществляет свою деятельность в различных формах - на раздельных и совместных заседаниях палат, путем работы постоянных комиссий, деятельности депутатов в избирательных округах, через органы, состоящие при парламенте, и т. д.

Сессия – промежуток времени, в течение которого периодически созываются пленарные заседания палат, работают постоянные комиссии.

Очередные сессии созываются главой государства либо один раз в год, либо два раза в год. Лишь в отдельных странах ранее конституции предусматривали три сессии в год (Болгария).

Внеочередная сессия может быть созвана президентом по требованию части депутатов (в одних странах – 1/3 депутатов, в других – 1/2, в отдельных развивающихся странах – 2/3), по требованию правительства во Франции.

На внеочередной сессии могут обсуждаться только те вопросы, для которых она созвана.

Повестку дня должны указать инициаторы созыва.

Для работы парламента и принятия им решений необходим кворум.

Это понятие имеет два значения - кворум для заседаний (обсуждения) и кворум для голосования.

Для пленарного заседания палат в большинстве стран необходимо определенное количество присутствующих депутатов (50 % плюс один депутат в Италии, на Украине), но иногда кворум для заседания гораздо меньше - в Индии – 1/10 часть членов парламента в нижней палате, в Японии – 1/3, в Великобритании – 40 членов палаты общин (из 659) и 3 пэра Палаты лордов (из более 1200).

Заседания парламента (палат) бывают открытыми (может присутствовать публика, но в специально отведенных для этого местах (обычно не в зале заседания, а наверху, на галерее)) и закрытыми.

Стадии законодательного процесса:

  1. внесение законопроекта;

    Правом законодательной инициативы обладают глава государства (не всегда), палаты парламента, их постоянные комиссии (редко), правительство, группы депутатов определенной численности (в некоторых странах – несколько десятков человек), отдельные депутаты (в Египте и Польше – один депутат), некоторые органы государства, но только по предметам их ведения.

  2. обсуждение законопроекта;

    Обычно бывают три чтения, но иногда при принятии срочных законопроектов их число сокращается. При принятии срочных, не вызывающих разногласий, особо важных законов комитетская стадия, особенно в странах англосаксонского права, может быть заменена заседанием комитета всей палаты, т. е. пленарным заседанием, но проходящим по иной процедуре. В Болгарии, Польше, Швеции применяются два чтения. В первом чтении обсуждаются принципиальные положения проекта. Второе чтение происходит с докладом автора проекта и содокладом постоянной комиссии. В третьем чтении обсуждается и голосуется проект в целом. В этой стадии возможны только редакционные поправки.

  3. принятие закона осуществляется путем голосования на пленарном заседании и требует определенного большинства;
  4. промульгация и издание закона – удостоверение того факта, что закон принят по должной процедуре, подписание закона, санкционирование закона, распоряжение о его опубликовании и исполнении;



  1. Понятие парламента и его структура
  2. Компетенция парламента в зарубежных странах
  3. Правовое положение члена парламента

Комментариев нет:

Отправить комментарий